Как найти "золотую середину" в отношениях с подростком? Этот почти гамлетовский вопрос продолжает волновать родителей из поколения в поколение. Попробуем в очередной раз пролить свет на проблему воспитания подростков и помочь в гармонизации отношений между родителями и старшеклассниками. Дочитав статью, каждый взрослый поймет, где находится грань между взаимопониманием и диктатурой, и, самостоятельно расставив запятые, научится строить взаимоотношение с детьми.
Где поставить запятую в отношениях между взрослым и старшеклассником, чтобы определить правильную стратегию воспитания подростка? Словосочетание "трудный возраст" стало крылатой фразой, понятной даже детям. Этой фразой взрослые иногда оправдывают свое бездействие, нежелание понять ребенка, пытаясь вызвать к себе сочувствие за "вынужденное терпение" возрастных особенностей ребенка.
Как найти "золотую середину" в отношениях с подростком? Этот почти гамлетовский вопрос продолжает волновать родителей из поколения в поколение. Попробуем в очередной раз пролить свет на проблему воспитания подростков и помочь в гармонизации отношений между родителями и старшеклассниками. Дочитав статью, каждый взрослый поймет, где находится грань между взаимопониманием и диктатурой, и, самостоятельно расставив запятые, научится строить взаимоотношение с детьми.
Что в детстве посеешь, то потом и пожнешь
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно мысленно перенестись в детство и вспомнить свои претензии к взрослым, которые не понимали и, не желая долго объяснять ребенку, почему "нет" или "нельзя", решали все детские проблемы в приказном порядке. Знакомая картина? Наверняка у каждого взрослого сохранились именно такие воспоминания о подростковом периоде.
Каждый пережил этот период по-своему. Кто-то понял, что взрослым некогда и простил. Кто-то воспринял такое отношение к себе как норму, и, как кальку, перенес их в свою взрослую жизнь, чтобы также воспитывать уже своих детей. Есть и те, кто запомнил невнимание и неуважение к себе как обиду и продолжают с ней жить, ничего не предпринимая.
Несмотря на то, что каждый по-своему справляется с пережитыми эмоциями, однозначно можно сказать одно – воспоминания и эмоции ребенка самые сильные. Именно они становятся фундаментом при формировании его личностных качеств во взрослой жизни. Как это ни банально прозвучит, но модель поведения принятая в семье, где ребенок воспитывается, подсознательно запоминается и переносится им во взрослую жизнь, в его собственную семью.
Когда начинается "трудный возраст" у ребенка и можно ли "сгладить острые углы"?
Вопрос о дружбе или воспитании, по своей сути, является выбором между авторитаризмом и демократией в отношениях с ребенком, как метода воздействия на ситуативное поведение младшего члена семьи. Иногда, решая сиюминутную задачу методом диктата, взрослые даже не задумываются о том, что всего лишь несколько минут, потраченные на объяснение ребенку, почему "нет" или "нельзя", могут существенно повлиять на формирование его личности, и, в конечном итоге, на его судьбу.
Совет. Никогда не откладывайте ответы на вопросы ребенка на "потом". Обязательно внимательно выслушивайте его и спокойно разъясняйте свою позицию, приводя аргументы так, как делаете это, например, в кабинете своего начальника. Помните, что ребенок – личность и равноправный член семьи. Только он – временно беспомощный и беззащитный, в первую очередь – перед собственными родителями, которых он любит и доверяет им.
Взрослые часто начинают "бить тревогу", когда ребенок старается привлечь к себе внимание и заявить что он личность – это проявляется в его откровенном непослушании и вызывающем поведении. К большому сожалению этот "трудный возраст" чаще всего совпадает с периодом обучения в старших классах, когда "закладываются" первые кирпичики в фундамент карьерного роста и успеха. В определенном смысле такое совпадение и стало причиной появления самого названия "трудный возраст", а также настороженного отношения взрослых к непредсказуемому поведению подростков.
Но если внимательно отнестись к ребенку, который "вошел" в фазу подросткового периода, то "трудный возраст" может пройти абсолютно незаметно и безболезненно. Причем как для старшеклассника, так и для его родителей.
Теперь давайте разбираться более детально.
Подросток способен обслуживать себя самостоятельно и его уже не надо водить за руку в детский сад или в первый класс. Он и сам уже начинает считать себя независимым, принимая перечисленные выше признаки самостоятельно как факт своей полной свободы. Кроме того, наступает время активного общения со сверстниками и взрослыми детьми, без присутствия и участия родителей.
Детям, которые постоянно находились под жестким контролем, в режиме постоянных и необоснованных запретов на проявление инициативы и удовлетворения даже самых невинных желаний, такие перемены в жизни нравятся. Они быстро находят единомышленников, которые становятся для них образцом для подражания, кумиром и так далее. В общении с родителями наступает период критического отчуждения. Родители, конечно, замечают перемены, пытаются продолжать управление чадом неразумным, по привычке, по праву старших и опытных.
При этом достаточно часто подростки, не имеющие опыта личностного общения, находят "неправильных" кумиров, подражанием которым не приводит ни к чему хорошему. Ну а поскольку родители в свое время не объяснили, почему нельзя, ребенок, ввиду своей природной любознательности, начинает познавать реальный мир самостоятельно. Помня суровое или раздраженное родительское "нельзя", подросток замыкается в себе, стараясь втайне от родителей пройти это "нельзя" до конца, чтобы стать по-настоящему взрослым, знающим ответ на вопрос, почему "нельзя" и "нет".
Но почему проблема "трудного возраста" возникает не в каждой семье? Ведь, почти все одноклассники ребенка совершенно нормально учатся, не прогуливая занятий, не попадая в "нехорошие компании", они совершенно равнодушны и к курению, и к алкоголю, и к наркотикам. Почему у других детей сформировалось негативное отношение к пирсингу и татуажу, и они не ведут себя вызывающе?
Ответ очевиден: "у других нормальных детей" взаимоотношения с родителями были изначально построены на основе равноправия и уважения, а не на безграничной любви и тревоге, но с элементами детского рабства. Да, именно так можно классифицировать авторитарный метод воспитания ребенка.
Поверьте, "трудный возраст" может и вовсе не наступить, если с момента рождения ребенка, родители увидят в нем личность, услышат его и позволят проявлять самостоятельность, как только он начнет осознавать свое собственное "я". Ведь, воспитание начинается с себя, и мудрые родители детей воспитывают личным примером.